|
БАХ Иоганн Себастьян (1685—1750) - немецкий композитор, органист.
При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи
с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17-18 вв. обстановке церкви, двора и города.
Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695-1702 учился в Ордруфе и Люнебурге. В 17-летнем возрасте играл на
органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703-1707 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707-1708
органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708-1717 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в
Веймаре, в 1717-1723 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723-1750 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге
(1729-1741 глава Collegium musicum).
Основные произведения И.С. Баха: Для солистов, хора и оркестра - Страсти по Иоанну (1724), Страсти по Матфею (1727 или 1729; окончательная редакция 1736), Магнификат (1723), Высокая месса (h-moll, около 1747-1749; 1-я редакция 1733), 4 короткие мессы (1730-е гг.), оратории (Рождественская, Пасхальная, около 1735), кантаты (сохранилось около 200 духовных, свыше 20 светских); для оркестра - 6 Бранденбургских концертов (1711-1720), 5 увертюр (сюит, 1721-1730); концерты для инструментов с оркестром - для 1, 2, 3, 4 клавиров, 2 для скрипки, для 2 скрипок; камерно - инструментальные ансамбли - 6 сонат для скрипки и клавира, 3 сонаты для флейты и клавира, 3 сонаты для виолончели и клавира, трио-сонаты; для органа - 6 органных концертов (1708-1717), прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги, пассакалья c-moll, хоральные прелюдии; для клавира - 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, ХТК (ч. 1 - 1722, ч. 2 - 1744), Итальянский концерт (1734), Гольдберг - вариации (1742); для скрипки - 3 сонаты, 3 партиты; 6 сюит для виолончели; духовные песни, арии; сочинения без указания исполнительского состава - Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги (1740-1750) и другие |