|
ДАРГОМЫЖСКИЙ
Александр Сергеевич 1813—1869 Александр Сергеевич Даргомыжский родился 2 февраля 1813 г. в селе Троиц¬кое Тульской губернии; умер 5 января 1869 г. в Петербурге. Даргомыжский, так же как и Глинка, является основоположником русской классической школы. Он развил драматическую сторону русской оперы, создав психологическую драму («Русалка»), впервые воплотил в музыке тему социально¬го неравенства. Даргомыжский расширил сферу вокальной лирики, обогатил ее жанры. Классик русского романса, он наметил его новые пути, ведущие к Мусорг¬скому, Чайковскому. В последние годы жизни Даргомыжский работал над оперой «Каменный гость» на текст одной из маленьких трагедий Пушкина. Опера «Каменный гость» явилась смелым экспериментом, открывшим новые пути развития русской музыки. Новатор¬ские принципы этой оперы нашли продолжение в музыкальной декламации, в опер¬ном речитативе Мусоргского, Римского-Корсакова. Музыкальная общественная деятельность Даргомыжского высоко оценива¬лась молодыми русскими композиторами, выдвинувшимися в 60-е годы XIX в. Мусоргский называл Даргомыжского «великим учителем правды в музыке». Основные сочинения А. С. Даргомыжского: Оперы: «Эсмеральда», «Русалка», «Каменный гость», опера-балет «Торжество Вакха» (на стихи Пушкина). Симфонические произведения: «Баба Яга», «Малороссийский казачок» (фан¬тазия); Чухонская фантазия. Около 100 романсов и песен, из них наиболее известные: «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир», «Мельник», «Мне грустно», «И скучно, и грустно», «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник». |