|
ФОРТЕПИАНО (нем. Hammerklavier, Klavier; франц. и англ. piano; итал. pianoforte) - собирательное название клавишно - струнных молоточковых инструментов - роялей и пианино. В отличие от клавесина и клавикорда на фортепиано возможен постепенный переход от piano к forte и от forte к piano (отсюда название); вместе с тем сравнительно с ними фортепиано - более звучный инструмент. На фортепиано при нажатии клавиши обитый фильцем (войлоком) молоточек ударяет по хору струн (в среднем и верхнем регистрах - по 3, в басовом - по 2 и 1), от которых отделяется демпфер. Передача энергии пальца молоточку осуществляется посредством механики фортепьянной. Механизм правой педали поднимает все демпферы, в результате чего становится возможным резонирование струн, и звучание обогащается; при нажатии левой педали рояля вся механика сдвигается, и число струн в хоре, по которым ударяют молоточки, уменьшается на единицу; звучание при этом становится мягче и глуше (у пианино в тех же целях левая педаль приближает молоточки к струнам). Все струны стальные (басовые обвиты медной проволокой), натянуты над резонансной декой; суммарная сила этого натяжения до 20 тонн. Диапазон современных фортепиано, имеющих чугунную раму и перекрёстное расположение струн, - свыше 7 октав, иногда - 8. Фортепиано изобретено в начале 18 в. почти одновременно мастерами Б. Кристофори (Италия), Ж. Мариусом (Франция) и К. Г. Шрётером (Германия). В середине 18 в. усовершенствовано И. А. Штейном из Аугсбурга и И. А. Штрейхером. Эти инструменты получили название «Фортепиано» с так называемой немецкой или венской механикой (непосредственно соединена с клавишей). В 1770 нидерландский мастер А. Бекерс создал в Лондоне фортепиано с так называемой английской механикой, которая не была соединена с клавишей; оно отличалось более мощным звучанием. Существенное улучшение в конструкцию фортепиано внесено в 1820-х гг. С. Эраром, изготовлявшим в Париже рояли с так называемой двойной репетицией, что способствовало развитию виртуозной пианистической техники. В России производство фортепиано связано с деятельностью в 1818 - 1820 гг. мастеров И. А. Тишнера и К. Вирты. Первые произведения для фортепиано принадлежат Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Л. Бетховену и некоторым их современникам. Широкое распространение фортепиано с его разнообразием выразительных возможностей стало в 19 - 20 вв. творческим стимулом для высокого развития пианизма; выдвинулись блестящие исполнители в разных странах и была создана огромная фортепианная литература, в которую каждая национальная композиторская школа внесла свой вклад. |