СЛОВАРЬ
музыкальных терминов
Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll Mm
Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz

ФОРТЕПИАНО (нем. Hammerklavier, Klavier; франц. и англ. piano; итал. pianoforte) - собирательное название клавишно - струнных молоточковых инструментов - роялей и пианино. В отличие от клавесина и клавикорда на фортепиано возможен постепенный переход от piano к forte и от forte к piano (отсюда название); вместе с тем сравнительно с ними фортепиано - более звучный инструмент. На фортепиано при нажатии клавиши обитый фильцем (войлоком) молоточек ударяет по хору струн (в среднем и верхнем регистрах - по 3, в басовом - по 2 и 1), от которых отделяется демпфер. Передача энергии пальца молоточку осуществляется посредством механики фортепьянной. Механизм правой педали поднимает все демпферы, в результате чего становится возможным резонирование струн, и звучание обогащается; при нажатии левой педали рояля вся механика сдвигается, и число струн в хоре, по которым ударяют молоточки, уменьшается на единицу; звучание при этом становится мягче и глуше (у пианино в тех же целях левая педаль приближает молоточки к струнам). Все струны стальные (басовые обвиты медной проволокой), натянуты над резонансной декой; суммарная сила этого натяжения до 20 тонн. Диапазон современных фортепиано, имеющих чугунную раму и перекрёстное расположение струн, - свыше 7 октав, иногда - 8. Фортепиано изобретено в начале 18 в. почти одновременно мастерами Б. Кристофори (Италия), Ж. Мариусом (Франция) и К. Г. Шрётером (Германия). В середине 18 в. усовершенствовано И. А. Штейном из Аугсбурга и И. А. Штрейхером. Эти инструменты получили название «Фортепиано» с так называемой немецкой или венской механикой (непосредственно соединена с клавишей). В 1770 нидерландский мастер А. Бекерс создал в Лондоне фортепиано с так называемой английской механикой, которая не была соединена с клавишей; оно отличалось более мощным звучанием. Существенное улучшение в конструкцию фортепиано внесено в 1820-х гг. С. Эраром, изготовлявшим в Париже рояли с так называемой двойной репетицией, что способствовало развитию виртуозной пианистической техники. В России производство фортепиано связано с деятельностью в 1818 - 1820 гг. мастеров И. А. Тишнера и К. Вирты. Первые произведения для фортепиано принадлежат Й. Гайдну, В. А. Моцарту, Л. Бетховену и некоторым их современникам. Широкое распространение фортепиано с его разнообразием выразительных возможностей стало в 19 - 20 вв. творческим стимулом для высокого развития пианизма; выдвинулись блестящие исполнители в разных странах и была создана огромная фортепианная литература, в которую каждая национальная композиторская школа внесла свой вклад. 

ђейтинг@Mail.ru џндекс.Њетрика © muztermin, 2010-2017